?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Куда исчезают люди?

В последнеее время у меня появилось твердре ощущение, что некоторых людей кто-то просто вычищает из истории. Хорошо знаю, например, что был такой-то человек, деятельность которого имела определеное и явное значение в истории. Но вот начинаешь что-то искать про эитого человека в инете - почти ничего или совсем ничего. Начинаешь спрашивать, знают ли о нем люди, даже те, кто должен знать по роду своей деятельности - нет, не слышали...
Вот, например, есть у нас в Минске священник игумен Виталий Радомысльский . Возможно, я уже писал о нем в ЖЖ. Это бывший политический деятель, депутат Верховного Совета РБ, выбранный в Орше, активный участник оппозиционных митингов и демонстраций. Почти на любом митинге начала 90-х почти непременно можно было видеть среди выступавших фигуру человека в рясе и скуфие. Это был один лучших ораторов оппозиции, говорил он грамотно, убежденно и даже, можно сказать, страстно. Он не был националистом, его доминантой был антикоммунизм и демократизм. Да и всего-то священства тогда было в ВС три человека, в том числе и митрополит. Но если митрополит тяготел по своей иерархической ментальности к номенклатурному большинству, то о. Виталий (а тогда еще не монах - о. Виктор) принадлежал к самому радикальному демократическому крылу. Это, кстати, не мешало им вдвоем приезжать в перерыве заседаний на обед в епархию. Конечно, кто знает специфику нашего митрополита, этому не удивится...
Вот только финал этой политической карьеры Радомысльского оказался неожиданным и даже для многих шокирующим - внезапно в первой предвыборной кампании он выступил на стороне Кебича, то есть партии власти.
Потом, как известно, было извечстное постановление Синода о неучастии священнослужителей в политике. Отец Виталий ушел в тень, да такую, что многие даже не верят, когда говоришь, что он был таким деятелем. Тем более демократического направления, ибо сейчас он если обнаруживает какие-то симпатии, то в радикально противоположной стороне политического спектра. Но это уже его личный путь. Интересно другое.
Он буквально исчез из истории. Хотя совершенно очевидно, что случай был совершенно своеобразный (по крайней мере, для Белоруссии) - православный священник в рядах демократической оппозиции. Но теперь о нем никто не вспоминает, не пишет, не найти о нем ничего в интернете... Даже молодые политологи, которые по долгу своей специальности просто обязаны быть в курсе таких уникальных явлений, ничего не слышали, ничего не знают. Человека оказалось выгодно замолчать и господствующим, так и оппозиционным идеологам. Так я себе это объяснял, по крайней мере....
Но вот недавно столкнулся еще с одним подобным случаем. Даже гораздо более красноречивым. Речь идет тоже о выходце из Беларуси, роль которого невозможно, как говорят, преувеличить, для всей русской православной церкви. Это Владимир Русак, историк, сотрудник Журнала Московской Патриархии с 1970 по 1980 гг. Используя доступ к архивам и документам, он много лет собирал материалы и писал труд преследованиях Церкви при советской власти. Самый серьезный и документальный. Книга вышла в США в 1987 году в трех томах под названием "Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе". Кроме того, Владимир Русак выступил с разоблачительной проповедью в Витебском соборе, где служил диаконом. Его тогдашний настоятель теперь наш минский благочинный. Он и сейчас, вспоминая, с ужасом говорит: "..и как понес..не по теме!!" Дело в том, что проповедь была на пассии, то есть должна была быть посвящена Страданиям Христа. "Не по теме" - это о страданиях Тела Христова - Церкви.
За все это В. Русак в сравнительно либеральное время - в 1986 году - был приговорен к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Так ГБ довольно недешево оценило его труд. Благодаря мощной кампании зва его освобождение, был освобожден в 1989 году и выслан в США. Реабилитирован только в 1993 году. Зуб, как видно, хороший на него поимели.
Но, как видно, не только в ГБ.
Современные теологи изучают диссидентское движение. Дмитрий Дудко, Глеб Якунин... А вот о Русаке.. не знают. Просто поразительно. Открываю труд Цыпина по церковной истории послереволюционного периода.. Ни слова, ни ссылок.. Ну ладно. Это можно было еще предполагать. Но никак не ожидал, что точно так же о нем и о его труде нет ни слова в книге Д. Поспеловского "Русская Православная Церковь в 20-м веке". Совершенно для меня непонятно. Написать целую книгу об истории церкви при советской власти и не упомянуть о главном труде за эти годы.. о человеке, который буквально с риском для жизни собирал по крупицам свидетельства исторической правды.
Кто же это так старательно вычищает людей из истории?

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
priestal
14 апр, 2004 06:49 (UTC)
Он был диаконом. Это точно. Сан утратил из-за каких-то "канонических препятствий" вроде бы. Могу ошибаться и боюсь ошибиться. Но что сан был, это точно. Я же написал, что он произнес в Витебске известную проповелью. Естественно, будучи в сане.
Отец Геннадий Дзичковский на него в обиде. Считает, что В. Русак незаслужено выдает его в качестве преследователя. Говорит, что наоборот, пытался его спасти от ареста, переведя срочно в другую область к брату своему. Кстати, этот его брат - третий священнослужитель-депутат, протоиерей Александр Дзичковский. Известен тем, что голосовал за праздник 7 ноября)
(Удалённый комментарий)
priestal
14 апр, 2004 13:27 (UTC)
Это очень редкие "оригинальные" случаи. В целом же традиция такая, что проповедовать дают даже диаконам очень редко. Принято иногда "давть слово" им на пассиях. Вот для такой пассии и предложил настоятель (который сам мне это рассказывал) отцу Владимиру сказать проповедь. Эту редкую возможность отец Владимир и использровал)
(Удалённый комментарий)
priestal
15 апр, 2004 04:51 (UTC)
Нет... не пришлось. Хотя был на конференции в РГГУ, но не знал, что его там можно найти.
(Удалённый комментарий)
priestal
15 апр, 2004 04:59 (UTC)
Ага.. было б неплохо с ним познакомиться. Передайте, что из родной Белорусии интересуются. И даже уроженец одной области - Брестской.)
(Удалённый комментарий)
priestal
22 апр, 2004 02:48 (UTC)
Спасибо! Благодарю!
(Удалённый комментарий)
priestal
4 май, 2004 13:43 (UTC)
Спасибо. Хотя не знаю, воспользуюсь ли...
ex_priest_d
14 апр, 2004 06:32 (UTC)
Может быть, просто Господь так покрывает? Может быть, люди просят Его об этом? Из смирения?
priestal
14 апр, 2004 07:03 (UTC)
Интересный ход) Надо обдумать)
kolyska
14 апр, 2004 07:23 (UTC)
Простите, а о.Виталий не служил в Витебской обл. в Ореховске?
был там батюшка, которого за что-то сослали в деревню, очень умный :)
priestal
14 апр, 2004 13:56 (UTC)
Да нет. Отец Виталий служил в Орше, никуда не ссылался, а был избран в Верховный Совет, после чего и поныне служит в Мнске в Марии-Магдалининской церкви.
lesolub
14 апр, 2004 14:00 (UTC)
О. Владимир сам себя лишил сана когда вторично женился, у нас в семинарии он преподавал уже будучи мирянином.
Труд его ценный, если бы не глава про нравственный облик некоторых видных архиереев МП, историческая наука расхожими слухами заниматься не должна, считаю, что этим он всю книгу обесценил.
priestal
14 апр, 2004 14:05 (UTC)
Да. Мне так и говорили. Но я не хотел здесь это прямо оглашать, не проверив факты) То есть, следуя Вашкему завету не питаться слухами.
Но все же, мне кажется, судить людей того времени нам отсюда как-то некрасиво.
lesolub
14 апр, 2004 14:24 (UTC)
Это не слух, он этого не скрывает, и дьяконом себя не считает. И я его за это ни в коем случае не осуждаю. Матушка, насколько я понял, сама от него ушла, когда он еще был в лагере.
priestal
14 апр, 2004 14:27 (UTC)
Я понял, что не осуждаете. Я про ту главу, что Вы говорите, построена на слухах и которая испортила всю книгу.
lesolub
14 апр, 2004 14:54 (UTC)
Упс.
Судить некрасиво, согласен, можно давать историческую оценку личности по отношению к Церкви и его следам в ней, но не перебирать его гардероб.
new_cat
15 апр, 2004 03:43 (UTC)
Я таксама здзівіўся такому рэзкаму знікненню а. Віталія. Я памятаю гэтую гісторыю і здзіўляюся -- куды ж ён падзеўся? Час ад часу я яго бачу на вуліцы.
priestal
15 апр, 2004 04:50 (UTC)
Я тут пісаў ужо - ён клірык Магдалінінскай царквы. И кажуць, выказваўся за кананізацыю Распуціна. Уяўляеш?
new_cat
16 апр, 2004 01:56 (UTC)
Ці ў яго "крыша паехала", калі ён яшчэ пачаў за Кебіча агітаваць, ці ён зусім не той за каго сябе выдаваў.
kak_tak_eva
1 ноя, 2012 09:33 (UTC)
Cкорее всего, Вы давно знаете, но вдруг нет. сейчас о.Виталий совсем не в тени, он у нас в лавре, в Питере, духовник братии и мирян. я ходила к нему на исповедь и была глубоко тронута. теперь мне кажется логичным, что он не занимается мирскими делами (хотя он покровительствует искусству, помогал организовать выставку белорусских художников неск лет назад в Смольном соборе), ведь у него великий дар врачевать души, мне ни к кому кроме него тепрь на исповедь не хочется идти. он говоит простые и прекрасные вещи. о его теперешних мыслях насчет власти не знаю, но думаю, вероятно, он имеет распространенное мнение среди русского (про белорусское не знаю) духовенства о терпимости и фатальном отношении к кесарю. но это мои предположения
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Последний месяц

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek