?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О "Левиафане"

Фильм не столько антипутинский и не столько антироссийский, сколько антицерковный. Это там главное и центр всего. И весь библейский лексикон, символика и невнятные разговоры о вере - исключительно для того, чтоб это не забыли. В том числе и параллель с историей Иова.
Конечно же, никакого Иова на самом деле там нет и близко. Ведь суть истории Иова вовсе не в том, что на него свалились одно несчастье за другим. А то, что герой с бодуна бормочет "За что, Господи?" и спьяну пристает к священнику "Где твой Бог?" вряд ли сильно спасает ситуацию.
Посему то, что в основу фильма положена история Иова или даже что это ее "современная киноинтерпретация", это полная чушь. В основу фильма положена не история Иова, а история "Пусси Райт", и основная идея сводится к содержанию пресловутого "панк-молебна". Конечно, фильм снять это не на амвоне попрыгать, поэтому сюжет фильма чуток сложнее, хотя и менее внятен. Вот только разве что в ракурсе "панк-молебна" ("Путина прогони") и можно косвенно говорить об антипутинизме фильма.
Антироссийское же содержание сводится к тому, что все, как чумные, лакают водку. Все остальное не имеет очевидной привязки к России. Тем более к конкретной путинской эпохе в ней.
Конечно, это не исключает, что фильм шедевр с точки зрения всяких ракурсов-шмакурсов и прочих фишек киноискусства, в которых, признаюсь, не силен. Как лично по мне, чисто субъективно, фильм нудноватый и малосодержательный. И самое главное, что я не люблю, да и вряд ли кто-то любит, что там мной пытаются манипулировать, прививая ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ отвращение к церкви. Я сам немало критикую церковь. Но это должен быть пусть резкий и обличительный, но открытый, честный и РАЗУМНЫЙ разговор, а не зомбирование примитивными идеологемами.
*    *    *

Почему "Левиафан" антицерковный, а не только антиклерикальный?

Что такое антиклерикальный? Это противопоставить Христа и христианскую веру с учащими и властвующими в церкви. В антиклерикальной критике всегда подразумевается некий идеал, на пути которого стоят уроды, захватившие право говорить от имени церкви. Именно такова антиклерикальность проповедей Самого Иисуса Христа.
Что такое антицерковный? Это критика церкви как таковой, выставление ее как учреждение бесполезное в лучшем случае, а вообще-то вредное.
По большому счету, в антицерковной критике как таковой нет ничего плохого. Не всегда это просто "наветы врагов". Она может быть вызвана действительным вырождением церкви. Всего ее состава на уровнях и богословских, и литургических, и приходских, да всяких, не только иерархических. И тогда нужно бить тревогу, будить спящих в сладком сне "у нас все хорошо", поскольку это гораздо опаснее, чем просто "плохие попы на мерседесах". И я сам не чужд такой критики.
Что же мне не нравится в антицерковной критике "Левиафана"? Отчасти я это уже сказал в предыдущем статусе, скажу и здесь позже. А пока отвечу на вопрос, почему антицерковная.
Если бы в фильме все свелось к митрополиту, его поддержке бандитов, это был бы чистой воды антиклерикализм.
Но - есть и другое. В первую очередь - священник. Он показан нарочито "правильным". Живет среди народа в сельской простоте. Милосердствует. Хороший такой простой поп, сам на себе таскающий батоны из магазина. Он-то и произносит ключевые слова о Левиафане и об Иове. Но вся эта библейская мудрость не находит отклика у Николая, вопрошающего: "Где твой Бог?" Для него все эти "божественные глаголы" - пустой звук, "сказки", еще более отторгающие его от веры и церкви. Церковь здесь бессильна даже в самом лучшем своем проявлении. Церковь как таковая. Но еще более красноречива проповедь митрополита. Некоторые сказали, что там какое-то "блаблабла". Нет, проповедь не просто так передана полностью. Зритель как бы тоже среди прихожан и слушает все это, после того, как стал свидетелем трагедии. Эта проповедь о правде и истине формально не противоречит христианскому вероучению, она могла быть на знамени того же Николая. Но сейчас она звучит оправданием лжи и насилия. И звучит в храме, поставленном как символ победы над простой человеческой правдой. "Так вот оно как..." - думает зритель, стоя в храме и слушая проповедь, - "Вы за правду, но ваша правда что дышло - как хочешь, так и повернешь, при желании. Значит, пользы от вас в лучшем случае никакой, а в худшем - вы и есть зло, вся эта ваша вера с напыщенными правильными словами".
И вот это сочетание в общем ряду кадров разрушенной церкви и лежащего скелета кита ("левиафана") подсказывает нам, что церковь безопасна в качестве дохлого левиафана. Некоторые, кстати, задавались вопросом, почему показывают скелет - он же безопасен. Так вот, возможно, фильм вовсе не о государственной "путинской" системе, а именно о церкви. Она много лет была и для многих по сей день остается чем-то безжизненным, каким-то скелетом культурных наслоений, и не более того. В этом разрушенном, скелетном виде она даже вызывает сочувствие, поэтому люди и приветствуют ее возрождение. Но как только она станет живой, она предстанет грозным и всепожирающим чудищем, от которого не будет спасения. Берегитесь! - кричат создатели фильма. Пусть она останется скелетом.. она так прекрасна в бессилии... живописна на поблекших фресках, выхватываемых сполохами огня. Пока эта церковь стояла разрушенной, люди здесь жили спокойно и счастливо. А вопросы веры если и всплывали, то по случаю, в качестве терапевтической отдушины в острые моменты жизни, независимо от нравственного содержания. И большего не надо. Не надо будить спящего левиафана.
Вот такую антицерковность я не принимаю. По сути это и не критика, а отторжение. При чем, как я уже говорил, на подсознательном уровне средствами "волшебной силы искусства", а попросту - зомбирования.
Хотя, я сейчас подумал, польза фильма все же есть. Она не для всех людей, а именно для церковных. Может быть, он поможет освободиться от иллюзий, что "мы такие хорошие" и все "нормальные люди" нас любят, а ненавидят только "враги". Смотрите, говорит уже нам фильм, грозный антицерковный левиафан просыпается. И если не изменитесь, все погибнете. Как это уже и было в истории.

Comments

( 47 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
viruchalochka
14 янв, 2015 23:38 (UTC)
А по мне так зеркало не виновато, что смотреть противно...
orleanz
14 янв, 2015 23:38 (UTC)
А как вам отзыв Дмитрия Энтео: что мол фильм наоборот очень даже церковный - блудники и пьяницы пытались бороться с симфонией духовной и светской власти, существующей в современной России, но в конце концов иерархи и начальники всех победили и закон и благочиние - восторжествовали во славу Божию.
prostopop
15 янв, 2015 04:48 (UTC)
Умница Дима. Надо и Архипелаг ГУЛАГ так перетолковать, мол враги хотели погубить страну советов, но мудрые органы обезвредили их.
(без темы) - pasterizovano - 15 янв, 2015 06:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - punk_lowliness - 16 фев, 2015 14:54 (UTC) - Развернуть
revoltp
15 янв, 2015 00:13 (UTC)
Я, кажется единственный, кто сказал в защиту Лефиафана. Ведь Бог приводит левиафана Иову как пример красивого и страшного зверя, и Бог как бы с гордостью сообщает, что может такое сделать, а Иов бессилен перед ним.
disclamer
15 янв, 2015 01:37 (UTC)
> Хороший такой простой поп, сам на себе таскающий батоны из магазина.

Простота хуже воровства.
ili_ne_ya
15 янв, 2015 05:45 (UTC)
Где просто, там ангелов со сто
sharov43
15 янв, 2015 02:45 (UTC)
Честно говоря офигел от Вашего комментария. Не ожидал. Считал, что такие как Вы должны одобрить.
Впечатлён.
Наверное, я плохо в людях разбираюсь.
amoro1959
15 янв, 2015 02:52 (UTC)
о.Александр, конечно, режиссер вполне публицистически противопоставил приходского попа - архиерею. Но как раз к образу приходского священника трудно тут предъявить претензии, по-моему. Вот, хочет нам сказать Звягинцев, живет он на том же социальном уровне, что и наш герой Коля, сделать ничего не может (так оно вообще говоря и есть). Слово Божие по мере слабых сил несет? да. Поясняет Коле что с ним случилось? да ("не Иов ты, Коля, а просто ты зацепил на крючок левиафана. А Богу не молишься, в Церковь не ходишь"). Ясно показывает режиссер, что приходской священник живет вне всех этих статусов и богатств, приписываемых Церкви в целом. нет?
disclamer
15 янв, 2015 06:01 (UTC)
Верно, хороший поп - прям вот этими словами митрополит его мэру и рекомендовал.
Простота хуже воровства.
(без темы) - pasterizovano - 15 янв, 2015 06:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - disclamer - 15 янв, 2015 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - priestal - 15 янв, 2015 08:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - disclamer - 15 янв, 2015 08:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - priestal - 15 янв, 2015 08:01 (UTC) - Развернуть
iigogosha
15 янв, 2015 05:21 (UTC)
поп хлеб купил, а Коля водку.
Коля попу про жызнь и Бога, а поп Коле про Иова и Левиафана.
таскал пьяный Коля на горбу хлеб поповский по доброте, а попадья хлеб свиньям скормила по выгоде.
а по зиме Колю посадили, дом колин поломали, а свиней на мясо пустили.
вот и весь сказ.

капча-зло. да в ней намёк, добрым молодцам урок
"whoopee cushion - гулянка подушки" так говорит гугл.
pasterizovano
15 янв, 2015 06:33 (UTC)
Whoopee cushion - подушка-пердушка, штука, которую подкладывают жертве на стул в качестве практической шутки.
Свиньям попадья хлеб не дала, это дорого, не советское время.
Коля - животное.
Фильм вообще о животных, о том, что в любых отношениях в России есть альфа-самец и куча претендентов. Левиафан - животное в человеке.
Священник там единственный человекоподобный, трезвый и не стремящийся лидировать в иерархии. Пока, во всяком случае.
Пока люди не начнут себя вести хотя бы минимально по-человечески, цепь неудач не прервется.
(без темы) - bulockacobaka - 15 янв, 2015 19:45 (UTC) - Развернуть
iigogosha
15 янв, 2015 06:26 (UTC)
кстати, а кто такой левиафан? гугл учит что просто кит.
а поп в кино не учит, говорит левафан то, левиафан сё, непонятно.
то ли дело главный поп, тот понятно мэру говорит - "за подношение спасибо и благодать теперь божыя на тебе будет, а всякая власть от Бога." он так и Петру первому говорил, и Николаю второму, и Сталину, и Брежневу и Ельцыну и путину. и те его понимали. и подносили.
апостолы тоже понятно говорили крестьянам и пастухам, вот зерно вот поле, вот волки вот пастух вот овечки.
может поп плохо учился на попа? апостолов то как никак сам Иисус учил. хотя свиньи у попа хорошые, справные.
капча зло. гугл говорит что move along - двигаться по
priestal
15 янв, 2015 08:08 (UTC)
Просто слово красиво, библейское и таинственное. :)
(без темы) - northas - 15 янв, 2015 09:08 (UTC) - Развернуть
skif_tag
15 янв, 2015 07:47 (UTC)
киноискусства, в которых, признаюсь, не силен
Тем не менее живо обсуждаете именно кино. Вы типичный "товарищ Бывалов"))
PS Вы считаете этот фильм частично антипутинским?))
Вы что же, Путина ассоциируете с прогнившей "властью", показанной в фильме?
priestal
15 янв, 2015 08:07 (UTC)
Re: киноискусства, в которых, признаюсь, не силен
Вы внимательно читаете? Я как раз и написал, что он не антипутинский и даже не антироссийский. А обсуждаю с идейной точки зрения? а не кинемотографического искусства.
geync
15 янв, 2015 08:47 (UTC)
По моему фильм очень даже антипутинский. То что российский Левиафан, это власть бандитская целиком вылезшая из недр ГБ и криминала 90-х успел рассказать ещё Балабанов. Но в этом фильме впервые в российском кинематографе показана грязная изнанка РПЦ. Митро…полит пирующий за одним столом с откровенным бандитом и по его же словам, делающий с ним одно дело. Местный попик не нашедший ничего лучшего, чем впавшему в отчаяние человеку рассказывать в перевранном виде историю многострадального Иова. Он явно сознательно не говорит, о том, что Иов был "безгрешен" и все наказания ему попустил сам Господь, не рассказал и о том, что Господь "в картинках" рассказал невинному страдальцу, что раз Он может поймать за язык самого Левиафана, то уж не такому ничтожеству, как Иов предъявлять к нему свои смешные претензии. Дело в том, что книгу Иова написал настоящий бунтарь вроде Химеера. Иов смирился, как и Николай, но вопрос Иова в устах героя ленты остался: "За что Господи?" Бог сильнее Иова, как Левиафан сильнее человека. Но и Бандит из подворотни, как и Гопник пришедший во власть, тоже сильнее. Такого Бога можно и нужно бояться, но нельзя ни любить ни уважать, как никакого уважения или любви не вызывает Левиафан - государство. "Вся власть от Бога", как мантру повторяет митрополит, сознательно перевирая слова ап. Павла: «Несть власть, аще не от Бога», что значит – Не власть, если не от Бога. И именно этот призыв бороться с Левиафаном, присвоившим себе власть в стране остаются, по моему, за скобками фильма.

iigogosha
15 янв, 2015 08:55 (UTC)
а я понял в чом закавыка-то!
просто в фильме не сказано прямо об этом, мол сам зритель догадаться должен.
Коля то про Бога спрашывал и про жызнь.
а главный священник который в золотой одежде он не Богу служит, он идолу служыт, типа как перун - идолище для княжеской дружыны, только этот идол для мэра и его дружыны. а который не главный священник наверно перепутал, хотел служыть Богу, к которому Коля путь искал, а стал служыть мэрзкому идолу.
тогда всё понятно делается в фильме. что этому идолу до Коли? Коля же не мэр.
только одно не понятно мне, а где Божьи священники? есть ли они?
а если где и есть, то чего не обличают неправды мэра и идольского священника?
капча. watch me - следить за мной.
(Удалённый комментарий)
zabelin_e_titus
15 янв, 2015 10:30 (UTC)
Сама церковь для антицерковности делает в сотни раз больше, чем любой фильм. Ситуация с митрополитом вообще классическая.
А посыл понятен - какие скрепы (скелеты) - такие и мы. Кит гниет с головы...
priestal
15 янв, 2015 10:33 (UTC)
Церковь-то делает, это понятно. Но мы говорім сейчас фільме )
(без темы) - zabelin_e_titus - 15 янв, 2015 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - priestal - 15 янв, 2015 11:56 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - zabelin_e_titus - 17 янв, 2015 18:16 (UTC) - Развернуть
enter_pretty
15 янв, 2015 10:53 (UTC)
Ваша рецензия настольно неожиданна, что я непременно теперь посмотрю этот фильм, хотя не собиралась.
a_avvakum
15 янв, 2015 14:58 (UTC)
Репутационные потери Церкви насколько значительны, что поневоле приходится задумываться и размышлять над "Левиафаном". Да и сам фильм реакция на жизнь Церкви, которую занесло, накренило и опасно перекосило в сторону богатства, землевладений, роскоши. Приходится тяжелыми думами думать о будущем Церкви. Ясно что властвующим и царюющим в ней, ой как не хочется меняться, но ветер перемен веет и веет неумолимо и неостановимо. Меняться придется
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 47 комментариев — Оставить комментарий )

Последний месяц

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek